Контакты

Спортивный праздник в Полтево 17 февраля 2024

02.02.2024 | Administrator
Братья и Сестры! 17 февраля 2024 года состоится спортивный праздник для детей в возрасте 7-14 лет,... Подробнее...
23 февраля 2023 прошел Спортивный праздник в Полтево

23.02.2023 | Administrator
23 февраля 2023 года в парке им. Апраксина в д. Полтево состоялся спортивный праздник, посвященный... Подробнее...
Зимние спортивные соревнования в ВНИИПО 2023

19.02.2023 | Administrator
Команда от нашей воскресной школы приняла участие в спортивном празднике, который был организован сегодня храмом... Подробнее...
Спортивный праздник в Полтево 23 февраля 2023

27.01.2023 | Administrator
Братья и Сестры! 23 февраля 2023 года состоится спортивный праздник для детей в возрасте 7-14 лет,... Подробнее...
22 января лыжный поход в Зюзино

26.12.2022 | Administrator
22 января (воскресенье) состоится лыжный поход в храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Зюзино. Желающих, просьба иметь... Подробнее...
Сиблаг

Дорогие мои прихожане!

В прошлом году исполнилось 80 лет со дня мученической кончины настоятеля Никольского храма с. Полтево протоиерея Василия (Холмогорова), прослужившего в нашем храме с 1911 по 1935 гг.

1 декабря 1937 г. тройка при УНКВД по Московской области приговорила 64-ти четырехлетнего священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. 9 января 1938 года он прибыл в Сиблаг в Новосибирской области и был направлен в одно из его отделений, но совсем недолгим было здесь его пребывание. Протоиерей Василий Холмогоров скончался 16 января 1938 года в Сусловском отделении Сиблага и был погребен в безвестной могиле. О том что из себя представлял этот лагерь, привожу выдержки из книги Папкова С.А. «Сталинский террор в Сибири. 1928—1941»:

С 1936 года, с началом в стране очередной кампании террора, численность заключенных в Сиблаге систематически возрастала. Точнее сказать, резко увеличился поток проходящих через лагерь, в результате чего состав заключённых за несколько месяцев полностью обновлялся. Во многих отделениях и пересылках из-за огромного скопления людей условия содержания превратились в кромешный ад. Вернее, условий не стало вообще, если не иметь в виду того, что обычно полагается для содержания животных. Многие подразделения поразила страшная эпидемия сыпного тифа.

Воспоминания бывшего заключённого А. Шалганова, пережившего ужас Мариинского распредпункта Сиблага в январе—мае 1938 года, дают, по-видимому, типичную картину того времени. Этот пункт, пишет бывший лагерник, «состоял из одного здания, в котором могло поместиться от силы человек 250—300. Сейчас же в нём, как говорили, находилось около 17 тысяч человек.

Для того чтобы хоть как-то разместить заключённых, вырыли несколько землянок с печками, наскоро изготовленными из ржавых бидонов, да поставили с десяток «палаток»: ледяные, кое-как обшитые тёсом стены, покрытые сверху брезентом.

В землянке, куда я спустился со своим товарищем по этапу Петром Дурыгиным, творилось что-то жуткое. Люди валялись на нарах, под нарами, в проходах — впритык. Шагу нельзя было сделать, чтобы не наступить кому-нибудь на руку. Вонь стояла страшная. Люди боялись выйти на улицу, потому что их место тотчас же занимал другой (а на дворе трещал мороз градусов под сорок). Вповалку лежали туркмены, азербайджанцы, татары, мордва и земляки — москвичи, ленинградцы… Халаты туркменов, ветхая одежда заключённых, как маком, были обсыпаны вошью.

Ни мисок, ни ложек не было и в помине. К четырём котлам, в которых варили суп из мёрзлой картошки, по-здешнему называемой баландой, выстраивалась очередь: заключённые подставляли кепки, треухи, а то и просто калоши и хлебали прямо из них. (…)

…в феврале в лагере начался мор. Картошка кончалась, а воду не подвозили совсем. Мучаясь жаждой, люди горстями собирали покрытый кровавыми пятнами снег и отправляли в рот. Ослабевшие не могли добраться до отхожего места и садились тут же, около землянок. Дизентерия свирепствовала вовсю. Сначала умирало по 18—20 человек в день. Потом по 50—70. Я делал гробы: на два, на восемь человек. Потом кончился лес. Мы соорудили сарай и складывали там трупы; гора росла и росла и вскоре на два метра возвышалась над землей. (…)

С января по май в Мариинском распределительном пункте погибло около десяти тысяч человек…».

Достоверность этих сведений подтверждается также официальными документами. Так, в феврале 1941 года на партактиве Сиблага один из лагерных начальников, отчитывая подчинённых, говорил: «Очевидно забыты страшные уроки 1938-го года, когда потери дней сводились к астрономическим цифрам… очевидно забыли, что сказал зам. наркома внутренних дел после эпидемии 1938 года: …если ещё повторится — все пойдут под суд»…

Думаю, долг каждого из нас, кто чтит память новомучеников, побывать в тех страшных местах и вознести свои молитвы новомученикам, а также помолиться за всех, кто невинно пострадал в этих местах.

 
 
© 2011-2022 Церковь (храм) святителя Николая д. Полтево. Балашихинская Епархия. Русская Православная Церковь. Все права защищены.