Главная Полтевский благовест Полтевский благовест. Январь 2012 вып. №68

Контакты

Паломничество к святыням Псковской земли

01.04.2024 | Administrator
Братья и сестры! Приглашаем с 22 по 25 апреля 2024 г. совершить паломничество к святыням Псковской... Подробнее...
Памятник ветеранам Великой Отечественной Войны

26.03.2024 | Administrator
Дорогие братья и сестры! Никольский храм собирает пожертвования на сооружение памятника нашим ветеранам-односельчанам и труженикам тыла... Подробнее...
Спортивный праздник в Полтево 17 февраля 2024

02.02.2024 | Administrator
Братья и Сестры! 17 февраля 2024 года состоится спортивный праздник для детей в возрасте 7-14 лет,... Подробнее...
23 февраля 2023 прошел Спортивный праздник в Полтево

23.02.2023 | Administrator
23 февраля 2023 года в парке им. Апраксина в д. Полтево состоялся спортивный праздник, посвященный... Подробнее...
Зимние спортивные соревнования в ВНИИПО 2023

19.02.2023 | Administrator
Команда от нашей воскресной школы приняла участие в спортивном празднике, который был организован сегодня храмом... Подробнее...
Полтевский благовест. Январь 2012 вып. №68

НЕДЕЛЯ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ

В неделю святых отец, т.е. в воскресенье перед Рождеством Христовым, когда Церковь во второй раз чтит память праведников Ветхого Завета, во всех храмах читается евангельский отрывок, содержащий родословие Иисуса Христа. В длинном перечне имен многие услышат всего одно-два знакомых, и лишь те, кто читал Ветхий Завет, вспомнят что-то при их произнесении. Предлагаем вашему вниманию отрывок из проповеди в эту неделю Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира:

Новый Завет открывается земным родословием Сына Божия. Но какое происхождение может быть у Первопричины всего существующего, Создателя духовного и вещественного миров? <…> О каких предках может идти речь в отношении Превечного Господа, стоящего над временем Присносущего Царя? Однако же: началом Откровения Божественной любви служит череда поколений, приводящая к бедной семье, в которой родился Младенец по имени Иисус, что значит - Спаситель. Это родословие - документ, свидетельствующий тайну нашего спасения: Сын Божий сделался Сыном Человеческим.

Родословие Иисуса Христа - просто список имен, кажущийся сухим, даже скучным непросвещенному взгляду. Некоторые прародители Сына Человеческого сияют яркими светочами на страницах Библии. Большинство имен нам полузнакомо или вовсе не знакомо: какова была жизнь этих людей - ведает Единый Господь. Но в этом простом перечне слышится тайная гармония тысячелетий, за ним видится величественная работа Промысла Божия, выстраивавшего из "живых камней" храм для воплощения Всевышнего. Здесь каждая судьба, каждый штрих имеет сокровенный смысл, порою недоступный нам, порою - служащий высоким уроком при прохождении земного странствования.

Некогда жалкая гордыня привела людей к сооружению небывалой башни - без Бога и против Бога. В глиняной табличке, обнаруженной археологами в Мессопотамии, значится: "Когда эта царственная башня, как буря, возвысит свой голос, небо затрепещет. Ее ужасное сияние выпрямится в небе, ее великий ужас сокрушит землю. Ее имя созовет страны с края неба". Таков был замысел древних "вольных каменщиков". Господь Вседержитель разрушил муравьиные потуги богоборцев - строение рухнуло, а строители, лишившись общего языка, разбежались по разным краям земли. Само это место получило название Вавилон - "смешение".

Всевышнему было угодно строительство иного рода - не возведение башни из жженого кирпича, а незримое созидание правды Божией в человеческих душах. Это священное дело совершалось веками, переходило из поколения в поколение - древние праведники становились живыми ступенями лестницы, ведущей к духовным вершинам. "Они стремились к лучшему, то есть к Небесному; потому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом" (Евр. 11, 16). И лестница человеческого духа воистину достигла Небес, ибо по ней сошел в падший мир Единый Безгрешный.

Притерпевшись к окружающим нас злобе и мерзости, мы порою и не понимаем, как страшно искажен этот мир грехопадением рода человеческого. Мы можем любоваться только отблесками Богосозданной изначальной красоты мироздания. Но грех и смерть - двуликая сатанинская ложь царит здесь. Погоня за земными сладостями: нечистыми утехами тела, безделушками богатств, побрякушками славы - все это ведет в пропасть. Прахом умерших поколений переполнена земля, напоены реки, сам воздух дышит смертью. И все же этот мир прекрасен: тем, что мы можем подняться над ним на крыльях веры, надежды и любви христианской. Мы спасены - пришествием Господа нашего Иисуса Христа, и уже здесь можем праздновать победу над грехом и смертью, наслаждаться предчувствием блаженной вечности.

Чем был мир до Христа? Проклятой жизнью на проклятой земле. "Волчцы и тернии" взращивала земля, лишенная благословения Божия. "Волчцами и терниями" порастали души людей, забывших Небесного Отца.

Языческий мир надругался над самими законами природы. Гнусные пороки Содома и Гомморы положили печать на все древнее общество. "Культурная" Греция и "цивилизованный" Рим предавались безудержному разврату, "мудрые" Индия и Египет поклонялись смерти. Идолослужители вершили человеческие жертвоприношения. Археологи находят замурованные в стенах и фундаментах древних жилищ скелетики младенцев: это родители-сатанисты приносили в жертву собственных детей. Повсюду царило грубое насилие, издевательство над слабыми, стремление отнять у себе подобных земные блага. Правители тешили свою гордыню жестокими кровопролитиями, "великими" почитались завоеватели, которым удавалось нагромоздить горы трупов. Мир, ставший добычей сатаны, лежал во зле.

Казалось, подобный мир не имеет права на существование, ничего не может принести Всесовершенному Создателю - и должен быть уничтожен. Но даже и в древнем мраке, как одинокие светочи, сияли праведники. Это ради них Всемилостивый Господь щадил падшее человечество. А когда наступила "полнота времен", ради них Сын Божий явился спасти кающихся грешников. Спаситель сошел в мир настолько страшный, что в нем для Божественного Младенца не нашлось лучшего места, чем кормушка для скота, и Солнце Правды должно было восходить в убогой пещере. Но так было внешне, ибо лучшие люди Ветхого Завета своим подвигом уже выстроили для Спасителя храм, достойный Его. Этим домом Всевышнего явился истинный венец творения - несравненная в красоте и чистоте души Своей, "честнейшая херувим и славнейшая серафим" Богоневеста и Богородица, Приснодева Мария...

 

В неделю святых отец, т.е. в воскресенье перед Рождеством Христовым, когда Церковь во второй раз чтит память праведников Ветхого Завета, во всех храмах читается евангельский отрывок, содержащий родословие Иисуса Христа. В длинном перечне имен многие услышат всего одно-два знакомых, и лишь те, кто читал Ветхий Завет, вспомнят что-то при их произнесении. Предлагаем вашему вниманию отрывок из проповеди в эту неделю Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира:

Новый Завет открывается земным родословием Сына Божия. Но какое происхождение может быть у Первопричины всего существующего, Создателя духовного и вещественного миров? <…> О каких предках может идти речь в отношении Превечного Господа, стоящего над временем Присносущего Царя? Однако же: началом Откровения Божественной любви служит череда поколений, приводящая к бедной семье, в которой родился Младенец по имени Иисус, что значит - Спаситель. Это родословие - документ, свидетельствующий тайну нашего спасения: Сын Божий сделался Сыном Человеческим.

Родословие Иисуса Христа - просто список имен, кажущийся сухим, даже скучным непросвещенному взгляду. Некоторые прародители Сына Человеческого сияют яркими светочами на страницах Библии. Большинство имен нам полузнакомо или вовсе не знакомо: какова была жизнь этих людей - ведает Единый Господь. Но в этом простом перечне слышится тайная гармония тысячелетий, за ним видится величественная работа Промысла Божия, выстраивавшего из "живых камней" храм для воплощения Всевышнего. Здесь каждая судьба, каждый штрих имеет сокровенный смысл, порою недоступный нам, порою - служащий высоким уроком при прохождении земного странствования.

Некогда жалкая гордыня привела людей к сооружению небывалой башни - без Бога и против Бога. В глиняной табличке, обнаруженной археологами в Мессопотамии, значится: "Когда эта царственная башня, как буря, возвысит свой голос, небо затрепещет. Ее ужасное сияние выпрямится в небе, ее великий ужас сокрушит землю. Ее имя созовет страны с края неба". Таков был замысел древних "вольных каменщиков". Господь Вседержитель разрушил муравьиные потуги богоборцев - строение рухнуло, а строители, лишившись общего языка, разбежались по разным краям земли. Само это место получило название Вавилон - "смешение".

Всевышнему было угодно строительство иного рода - не возведение башни из жженого кирпича, а незримое созидание правды Божией в человеческих душах. Это священное дело совершалось веками, переходило из поколения в поколение - древние праведники становились живыми ступенями лестницы, ведущей к духовным вершинам. "Они стремились к лучшему, то есть к Небесному; потому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом" (Евр. 11, 16). И лестница человеческого духа воистину достигла Небес, ибо по ней сошел в падший мир Единый Безгрешный.

Притерпевшись к окружающим нас злобе и мерзости, мы порою и не понимаем, как страшно искажен этот мир грехопадением рода человеческого. Мы можем любоваться только отблесками Богосозданной изначальной красоты мироздания. Но грех и смерть - двуликая сатанинская ложь царит здесь. Погоня за земными сладостями: нечистыми утехами тела, безделушками богатств, побрякушками славы - все это ведет в пропасть. Прахом умерших поколений переполнена земля, напоены реки, сам воздух дышит смертью. И все же этот мир прекрасен: тем, что мы можем подняться над ним на крыльях веры, надежды и любви христианской. Мы спасены - пришествием Господа нашего Иисуса Христа, и уже здесь можем праздновать победу над грехом и смертью, наслаждаться предчувствием блаженной вечности.

Чем был мир до Христа? Проклятой жизнью на проклятой земле. "Волчцы и тернии" взращивала земля, лишенная благословения Божия. "Волчцами и терниями" порастали души людей, забывших Небесного Отца.

Языческий мир надругался над самими законами природы. Гнусные пороки Содома и Гомморы положили печать на все древнее общество. "Культурная" Греция и "цивилизованный" Рим предавались безудержному разврату, "мудрые" Индия и Египет поклонялись смерти. Идолослужители вершили человеческие жертвоприношения. Археологи находят замурованные в стенах и фундаментах древних жилищ скелетики младенцев: это родители-сатанисты приносили в жертву собственных детей. Повсюду царило грубое насилие, издевательство над слабыми, стремление отнять у себе подобных земные блага. Правители тешили свою гордыню жестокими кровопролитиями, "великими" почитались завоеватели, которым удавалось нагромоздить горы трупов. Мир, ставший добычей сатаны, лежал во зле.

Казалось, подобный мир не имеет права на существование, ничего не может принести Всесовершенному Создателю - и должен быть уничтожен. Но даже и в древнем мраке, как одинокие светочи, сияли праведники. Это ради них Всемилостивый Господь щадил падшее человечество. А когда наступила "полнота времен", ради них Сын Божий явился спасти кающихся грешников. Спаситель сошел в мир настолько страшный, что в нем для Божественного Младенца не нашлось лучшего места, чем кормушка для скота, и Солнце Правды должно было восходить в убогой пещере. Но так было внешне, ибо лучшие люди Ветхого Завета своим подвигом уже выстроили для Спасителя храм, достойный Его. Этим домом Всевышнего явился истинный венец творения - несравненная в красоте и чистоте души Своей, "честнейшая херувим и славнейшая серафим" Богоневеста и Богородица, Приснодева Мария...

 

ПРАЗДНИК НАШЕГО ХРАМА

 

В январе Церковь будет совершать память сщмч. Василия (Холмогорова), служившего в нашем храме. Приглашаем всех на всенощное бдение в воскресение 15 января в 16-00 и на Божественную литургию в самый день памяти святого —16 января в 9-00.

Священномученик Василий родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Васильевича Холмогорова. Первоначальное образование Василий получил в Коломенском духовном училище. В 1894 году он окончил Московскую Духовную семинарию. В 1895 году Василий Иванович был назначен псаломщиком в Успенский собор в городе Дмитрове. В 1903 году он был рукоположен во священника к Успенскому храму в селе Морозово Дмитровского уезда Московской губернии. 22 июня 1911 года отец Василий был направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда (ныне Балашихинский район) Московской губернии, где был заведующим и законоучителем Полтевской церковно-приходской школы до ее закрытия советской властью. В 1921 году отец Василий был награжден наперсным крестом и через некоторое время возведен в сан протоиерея.

После закрытия Никольского храма властями в середине 1930-х годов, отец Василий стал служить в Преображенском храме в селе Остров, входившем в 1920-х годах в состав Подольского уезда (ныне Видновский округ Московской епархии) Московской губернии. Первая его служба здесь состоялась на праздник Преображения Господня в 1937 году. Белокаменный Преображенский храм был выстроен во второй половине XVI века и принадлежал к числу архитектурных памятников. Однако во время гонений на Церковь в 1920-1930 годах храм пришел в самое плачевное состояние, так как сами власти были настроены категорически против реставрации действующего храма, хотя бы он и представлял из себя ценный памятник зодчества.

25 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, жителей села Остров, которые показали, что священник жаловался, что вот, мол, до чего дожили, Божие место оказалось запущенным, храм не ремонтируется, чего раньше бы не было, а теперь и материалов не достанешь для ремонта.

26 ноября 1937 года отец Василий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в городе Москве и через день допрошен. На обвинения следователя священник категорично ответил, что контрреволюционной агитации он не вел и виновным себя не признает.

29 ноября следствие было закончено, и 1 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Василий к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. 9 января 1938 года он прибыл в Сиблаг в Новосибирской области и был направлен в одно из его отделений, но совсем недолгим было его здесь пребывание. Протоиерей Василий Холмогоров скончался 16 января 1938 года в Сусловском отделении Сиблага и был погребен в безвестной могиле.

 

 

ПОЧЕМУ ЕЛКА?

 

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня — яблоки, вишня — вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают...

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик — елочная игрушка — был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка — главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу — растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

источник: журнал Нескучный сад

 

НОВОСТИ

 

Просим всех молиться об архимандрите Ефреме

28 января игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем, известный в России благодаря принесению Пояса Пресвятой Богородицы, был помещен в тюрьму в городе Афины. Он обвиняется в намеренном введении в заблуждение греческих чиновников и заключении сделки, в результате которой монастырь Ватопед получил дорогостоящую недвижимость. . Подробную информацию см. на сайте общества друзей обители Ватопед http://www.pemptousia.ru/2011/12. Единогласную поддержку архимандриту Ефрему выразили все наместники афонских монастырей. Владыка болен и нуждается в лечении (обостение сахарного диабета).

 

 

Рождественские каникулы

Согласно приказу Департамента культуры города Москвы в подведомственные Департаменту музеи с 2 по 9 января 2012 года организован бесплатный вход в режиме самостоятельного осмотра экспозиций. В числе открытых музеев: Дарвиновский, Пушкинский, музей истории космонавтики, усадьбы Коломенское, Кусково, Лефортово и другие.

Обращаем ваше внимание на выставочный проект «Праздник Рождества Христова в русской церковной и народной традиции», который открыт в усадьбе Коломенское с 16 декабря по 19 января ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.

источник www.sedmica.ru   пппп

 

 
 
© 2011-2022 Церковь (храм) святителя Николая д. Полтево. Балашихинская Епархия. Русская Православная Церковь. Все права защищены.