Сентябрьский номер Полтевского благовеста.
Это Успенский собор. Обратите внимание на его золотые купола, не правда ли, они напоминают нам шлемы русских воинов, вышедших на поле брани... - втолковывает кремлевский экскурсовод стайке сбившихся вокруг него школьников.
- А что такое Успение? - спросит кто-нибудь побойчее.
- Успение - это праздник.
- Нет, а что это слово обозначает? - будет допытываться маленький экскурсант.
- Успение - это смерть...
- А разве может быть смерть праздником?
...позади Голгофа, и Воскресение - позади. Сын Человеческий заканчивает земное странствие, чтобы возвратиться к Своему небесному Отцу. А Мать? Мать остается на земле вместе с Его учениками. Как живет Она в это время? В молитве, в проповеди слова Божьего и в ожидании встречи с Сыном. Сначала оставалась в Иерусалиме, посещала места, где Сын учил, страдал и умер, потом, когда Ирод Антипа стал гнать Церковь, удалилась с Иоанном Богословом в Эфес. Она посещает Афонскую гору, остров Кипр и гостит у епископа Кипрского Лазаря (того самого брата Марфы и Марии, которого Господь воскресил в четвертый день по смерти, почему и назван он четверодневным). Затем возвращается в Иерусалим и вновь живет в доме Иоанна. Святой Епифаний и Никифор Каллист, современники Божьей Матери, пишут, что была Она роста немного выше среднего, со светло-русыми волосами, ясными глазами цвета маслин. Дивной красоты - подтверждают все современники. И добавляют - была в Ней простота и совершенное смирение. Говорят, было Ей 72 года, когда явился архангел Гавриил с ветвью: через три дня предстоит Ее переселение на небо. Архангел вручил Божьей Матери дивную ветвь финиковой пальмы с благословением нести ту ветвь перед погребальным одром. Произошло это на Елеонской горе, в саду Иоанна Богослова, полученном им в наследство от отца его Зеведея. Давно ждала Богоматерь этой вести, благой вести, потому что давно желала Она встречи с Сыном. Оставив сад, возвратилась домой - светлая, радостная, показала Иоанну Богослову райскую ветвь, рассказала о встрече и стала готовиться к назначенному часу. Спокойно отдала распоряжения, приготовила свечи и фимиам, все необходимое для погребения.
Чудесным образом апостолы Христовы были собраны в доме Иоанна, дабы смогли они попрощаться с Матерью господней и послужить Ей при погребении. Лишь апостола Фомы не было среди них.
И вот настал третий день. И вот уже приближается третий час дня, когда по благовестию архангельскому надлежало Богоматери оставить земную жизнь. В доме горели свечи, апостолы пели псалмы, на одре со светлым лицом лежала Пречистая Дева. "Готово сердце Мое, Боже, буди Мне по глаголу Твоему". Это были последние Ее слова. Когда-то давно тот же архангел Гавриил возвестил юной Деве в Назарете: "...зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус". Не понимавшая, как Она, по обету дева, сможет зачать ребенка, Мария растерялась. Но, уразумев, что на то есть воля Божья, произносит смиренные слова: "Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему". С этих слов начала материнское жертвенное служение. И вот опять - архангел Гавриил, и вот уже Ее последние слова: "Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему". И - закончила Божья Матерь Свое земное служение Сыну, чтобы начать служение небесное. И - уснула. Потому и зовем мы Успением этот удивительный летний день 15 августа по старому стилю. Светлый день перехода. Заступница усердная предстала перед Божьими очами, чтобы молиться за тех, кого оставила на земле, чтобы покрывать с высоты небесных чертогов Своим спасительным покровом грешных людей. Нас с вами. И нам с вами всякий раз давать надежду на спасение и милость Сына Ее. А теперь скажите, что общего здесь с черным отчаянием смерти, с безысходными слезами прощальных панихид? А теперь скажите, не праздник разве для нас Успение?
...Торжественное шествие по улицам Иерусалима с песнопениями и возженными свечами привлекло многих. От Сиона через весь город к Гефсиманскому саду идут люди. На их лицах светлая печаль. Впереди с райской ветвью Иоанн Богослов, следом Петр, Павел, Иаков и другие апостолы несут на своих раменах одр с телом Пречистой Девы. Следом множество народа. Что это? Хоронят Мать Иисуса Христа, Того Самого... Быстро пронеслась весть и быстро пробралась в сердца первосвященников и фарисеев коварная мысль сорвать шествие. Афония - звали одного из них. Его злоба и ненависть к Божьей Матери оказались такими страшными, что он бросился к одру, дабы опрокинуть на землю Пречистое Тело. Но Ангел не допустил надругательства. Едва коснулись его руки одра, как были отсечены невидимым ангельским мечом. А едва были отсечены, пришло прозрение. И - раскаяние. "Спасите! - прокричал Афония, - помилуйте, рабы Христовы!" За всех сказал Петр: "Исцелить тебя мы не можем, но если уверуешь..." - "Верую!" - вскричал Афония, и руки его чудесным образом срослись. Другие горожане, наблюдавшие за происходящим, содрогнулись. Многие в тот день уверовали и следом за Афонией присоединились к похоронной процессии. Божья Матерь фактом Успения в который раз верно послужила Сыну.
Апостол Фома опоздал к погребению. Уже на третий день он прибыл в Гефсиманию и очень опечалился, что опоздал. Давайте вспомним, что когда воскрес Спаситель, Фома не поверил Его воскресению: пока Господь не явился перед ним во плоти. Фома неверующий - называем мы теперь того, кто сомневается в чем-то. Апостолы пожалели Фому. Отвалили камень от гроба в Гефсиманской пещере. Именно там, рядом с гробами родителей и обручника Иосифа, завещала Матерь Божья быть похороненной. Отвалили камень... Лишь погребальные пелены нашел там апостол Фома. Пречистая Дева была взята на небо вместе с телом. Это ли не Сыновняя награда за смирение и жертвенную любовь? Законы природы, по которым устроена земная жизнь, побеждены в Матери. Смерть, когда тело возвращается в землю, не коснулась ее. Она и по смерти жива. А раз так, какая же это смерть? Успение...
Наталия Сухинина (отрывки из рассказа «Успение Богородицы. Разве может быть смерть праздником?»)
НОВОСТИ
ПОЕЗДКА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ
На праздник Преображения Господня прихожане нашего храма во главе с о. Иоанном после Божественной Литургии отправились в город Сергиев Посад, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского.
16 паломников сопровождали 4 автомобиля и хорошая погода. Нам удалось не только поклониться мощам преподобного Сергия, но также побывать в приделе преподобного Никона Радонежского, где мы приложились к частичкам многих святых древнехристианской и Русской Церкви. Затем, побывав в Успенском соборе Лавры, мы отправились на источник Гремячий (другое название Малинники), где искупавшись в святой воде, мы растопили самовар и устроили «велиютрапезу», что видно на фотографии. В десять часов вечера мы с Божьей помощью и по молитвам преподобного Сергия прибыли домой.
ЯВЛЕНИЕ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ.
В июне этого года, путешествуя по святыням Украины, мне удалось побывать на месте явление нерукотворенного образа Спасителя в Староконстантиновском районе Хмельницкой области.
Этот образ появился во время грозы, когда молния попала в ствол дерева и оно раскололось на две половины. Женщина, пасшая коров, увидела в месте разлома ствола лик Христа Спасителя. Уже известно о случаях исцеления больных от сего изображения. На место явления образа притекают молящиеся, вскоре там начнется строительство храма.
Вначале, когда я подошел к дереву, то мне не удалось ничего конкретного разглядеть, и лишь отойдя на несколько метров, я отчетливо увидел изображение лика Христа. Оказывается, что Его видно и ближе, но надо немного прищуриться.
В жизни порой мы ищем чудес, которые могли бы подкрепить нашу веру. Думаю, что случай, который произошел в Хмельницкой области, является примером такого чуда.
священник Иоанн Омбрембальский
ВОПРОС-ОТВЕТ: «Что значит считать себя хуже всех?»
Здравствуйте, мой вопрос о смирении. Что значит «считать себя хуже всех»? Это значит -считать себя тупее, уродливее и неудачливее всех? Объясните, пожалуйста. Ирина
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Дорогая Ирина! Считать себя «тупее, уродливее и неудачливее всех» - не есть смирение. Если человек действительно умный и красивый, он никогда не сможет искренне считать себя глупым и уродливым.
Но необходимо понимать и помнить, что ум, красота, здоровье - это дар Божий, никакой заслуги человека в этом нет, а, следовательно, и гордиться нечем. Если ты красивее, чем твой ближний, это не значит, что ты -лучше, и нельзя из-за этого считать ближнего хуже себя. Другими словами, смирение - это не уничижение своих достоинств, а памятование того, что твой ближний, пусть не такой красивый и умный - такое же любимое чадо Божие, и отношение к нему должно быть соответствующее. <...>
И еще замечательный пример:
Митрополит Антоний Сурожский
«Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
- Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!
- А что ты делаешь против него?
- Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает.
- А в чем же заключается твое тщеславие?
- Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!
Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!» Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: -Что же тогда мне делать? Я погибла!
- Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность - это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту.
- А как же это сделать? - говорит она.
-Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице.
Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, - от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.»
по материалам сайта «Православие и мир» |