Главная Требы Таинство крещения

Контакты

Паломничество к святыням Псковской земли

01.04.2024 | Administrator
Братья и сестры! Приглашаем с 22 по 25 апреля 2024 г. совершить паломничество к святыням Псковской... Подробнее...
Памятник ветеранам Великой Отечественной Войны

26.03.2024 | Administrator
Дорогие братья и сестры! Никольский храм собирает пожертвования на сооружение памятника нашим ветеранам-односельчанам и труженикам тыла... Подробнее...
Спортивный праздник в Полтево 17 февраля 2024

02.02.2024 | Administrator
Братья и Сестры! 17 февраля 2024 года состоится спортивный праздник для детей в возрасте 7-14 лет,... Подробнее...
23 февраля 2023 прошел Спортивный праздник в Полтево

23.02.2023 | Administrator
23 февраля 2023 года в парке им. Апраксина в д. Полтево состоялся спортивный праздник, посвященный... Подробнее...
Зимние спортивные соревнования в ВНИИПО 2023

19.02.2023 | Administrator
Команда от нашей воскресной школы приняла участие в спортивном празднике, который был организован сегодня храмом... Подробнее...
Таинство крещения

Полноценнная жизнь в Церкви начинается с Таинства святого крещения. В крещальной купели человек заново рождается в жизнь вечную и становится гражданином Царства Небесного. Потому крещение называют вторым (духовным) рождением.

 

Духовное рождение

"Новорожденным", а точнее - новокрещенным, может быть человек любого возраста: как младенец, так и взрослый человек. Духовными родителями крещаемого становятся принимающие его из купели кресные отец и мать - восприемники. Обязательным условием крещения является принятие вероучения Православной Церкви и желание жить по Евангелию.

Главными причинами крещения прежде всего должны быть стемление спастить и наследовать Царство Небесное, желание  стать частью Церкви, осознание того, что без помощи Божией и Церкви спасение невозможно. Не следует в Таинстве искать здоровья, ума, успешности и решения всех проблем. Это – второстепенное, оно не должно занимать место главного.  Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 33).

В Евангелии Господь заповедует: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3, 5–6). Также: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16), следует, что Крещению должно обязательно предваряться верой. Крещение младенцев совершается по вере родителей и восприемников.

Не стоит забывать, что в Таинстве крещения невидимо присутствует Сам Господь, а священник только выполняет роль посредника. Поэтому столь важно иметь не просто желание покреститься, но быть готовым  исповедовать свою веру на словах и на деле, то есть начать жизнь по заповедям Христовым.

В крещении человек таинственным образом умирает для грехов и страстей и воскресает вместе со Христом для новой жизни, ведущей в жизнь вечную. Крещение очищает человека от всех его прежних грехов, вольных и невольных. Из крещенской купели душа выходит обновленной и просветленной. Для младенца, только родившегося в этот мир, также важно очищение поврежденной грехом природы, которую он, к сожалению, неизменно наследует от родителей.

 

Крещение взрослого

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед крещением его оглашают. Слово "оглашать", или "огласить", означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву "об оглашенных".

Когда же настает время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.

Оглашенному перед Крещением необходимо чтение Евангелия, изучение истин святой веры, истории Церкви,  посещение богослужений. И самое главное - молитва, чтобы Бог сподобил его Святого Крещения.

Обычно от приходящего креститься требуется знать по крайней мере Символ веры — краткое изложение истин христианства, заповеди Божии — азы христианской жизни и молитву «Отче наш». Нередко при храмах ведутся катехизические, то есть огласительные, беседы для желающих принять крещение.

 

Крестные родители - восприемники

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Крестные молятся о своем крестнике, научают его вере, молитве, приобщают к таинствам Церкви, помогают духовно возрастать. При достижении ребенком сознательного возраста восприемник должен объяснять ему основы Православной веры. На крестного ложится часть ответственности за поступки его крестника.

По Требнику необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться, прежде всего, духовными и нравственными качествами будущих крестных, удостоверясь, что они являются чадами Православной Церкви, и могут выполнить те обязанности, которые налагает на них Церковь по отношению к крестнику. Крестный родитель должен быть не просто крещеным, но и воцерковленным человеком.

 

Крестными не могут быть:

  • малолетние дети (восприемник должен быть старше 15 лет, восприемница –  13 лет),
  • родители (для собственных детей),
  • монахи и монахини,
  • люди, состоящие между собой в браке или собирающиеся вступить в брак, не могут быть крестными одного ребенка
  • психически нездоровые люди
  • неправославные люди (неверующие, некрещеные)

Напомним, что отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть и не допущена к участию в Таинстве, если не прошло еще 40 дней после родов и над ней не прочитана особая молитва.

Крещение взрослых может совершаться без восприемников.

 

Как происходит крещение

 

Чинопоследование Некоторые разъяснения
Пред началом Таинства Крещения читается молитва на наречение имени.
Человек получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, и день его памяти становится праздничным днем для крещенного - днем именин.

Затем начинается чин оглашения. Священник читает  запретительные молитвы, направленные против сатаны. Он именем Божиим запрещает ему господствовать в сердце крещающегося и прогоняет его прочь от человека.

Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

Согласно учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на нечистых духов.

После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».

Крещаемый (или восприемники младенца) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый (или восприемники) отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды.

Затем священник так же трижды спрашивает:

– Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый (или восприемники) отвечает:

– Отрекся.

Священник говорит:

– И дунь, и плюнь на него.

Крещаемый (или восприемники) должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане.

В этом чине крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Так как предстоит сражаться со своими страстями и злом, кроющимся в душе. Наградой за победу будет вечная жизнь и Царство Небесное. Поражение тоже будет вечным. Однако человек сам никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом.

Священник спрашивает:

– Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый (или восприемники) отвечает:

– Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:

– Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый (или восприемники) отвечает:

– Сочетался.

Священник спрашивает:

– И веруешь ли Ему?

Крещаемый (или восприемники) отвечает:

– Верую Ему как Царю и Богу,

– и затем читает Символ Веры.

В исповедании веры крещаемый либо крестный читает «Символ веры» – краткое, но точное изложение основных догматов Православной веры.

После этого начинается чин Крещения.

Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы».

Крещение начинается с освящения воды.  В это время священник молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом.

Затем после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого освященным елеем.

Со словами "во имя Отца и Сына и Святого Духа" священник помазывает крестообразно лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Елей (масло) - это образ милости, мира и радости. В данном случае - милости Божией по отношению к кающемуся грешнику.Помазуются лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь ("во исцеление души и тела"), уши ("в слышание веры"), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей).

После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами:  "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь".

Слово «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».

Троекратное погружение крещаемого в воду является главным действием Крещения и символизирует собой смерть со Христом и трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Выход из купели - новую жизнь с Ним и грядущее  воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь с Богом. При этом обновляется все его естество и прощаются все грехи, которые он совершил до Крещения.

Затем священник с молитвой "Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш" надевает на новокрещенного белую  одежду.

В переводе со славянского эта молитва звучит так: "Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш". Господь - наш Свет. Белые одежды означают прошение, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки - все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.
После этого священник надевает на шею новокрещенного нательный крестик для постоянного ношения Крест - в напоминание слов Христа: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24).
Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает уже крещенного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Каждый раз он произносит слова "печать (т. е. знак) дара Духа Святого.".

Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.

Через Миропомазание Дух Святой сходит на человека, наполняя его силой Божией, как некогда в день Пятидесятницы Он сошел на учеников Христовых.

Так крещенному невидимо подаются дары Святого Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всего поведения.

Затем следует троекратное хождение священника с новокрещенным и его восприемниками со свечами в руках кругом купели с пением: "

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия".

Хождение вокруг купели - знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещенного делается в знак его посвящения Господу.
Затем читается Священное Писание: Апостол и Евангелие. Читается послание святаго апостола Павла к Римлянам (Рим. глава 6, стихи 3-11) и святое Евангелие от Матфея (Евангелие от Матфея глава 28, стихи 16-20).

Далее - завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания.

Первый обряд – это омывание с тела новокрещенного св. Мира. Священник кропит новокрещенного и отирает губкой части тела, помазанные миром, говоря:

- Ты крестился, Ты освятился, Ты миропомазался, Ты освятился, Ты омылся, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Теперь устраняются внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.
Сразу после омывания Мира совершается пострижение волос. С древнейших времен пострижение волос было символом послушания и жертвы.

 

Напомним, что Таинство крещения в Православной Церкви совершается один раз. Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды. "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефес. 4, 4).

 

Жизнь в Церкви начинается с момента крещения и через участие в Евхаристии. Без этого участия крещение остается нереализованным, но, в свою очередь, жизнь в Церкви не возможна без крещения.


Что нужно для крещения

  • нательный крестик на шнурке или цепочке
  • новая белая крестильная рубашка
  • свечи
  • полотенце
Также для внесения в метрическую книгу храма требуется:
  • свидетельство о рождении (для детей)
  • паспорт (для взрослых)

За более подробным разъяснением таинства Крещения Вы всегда можете обратиться к настоятелю Храма Святителя Николая - священнику Иоанну.

 
© 2011-2022 Церковь (храм) святителя Николая д. Полтево. Балашихинская Епархия. Русская Православная Церковь. Все права защищены.